Связаться с нами

Аналитика

Остановите у «Родины»

В связи с изменениями в сфере городских пассажирских перевозок BE LIVE вспоминает, как развивалась в последние годы система общественного транспорта в Белгороде

Опубликовано

ПРОВОДЫ ГАЗЕЛЕЙ

В мае 2011 года были сделаны первые заявления мэра Белгорода Сергея Боженова о том, что в «городе добра и благополучия» нужно менять транспорт. На одном из весенних заседаний он заявил, что в новом Белгороде места для «ПАЗиков» и «ГАЗелей» не будет.

«Я за красивые комфортабельные автобусы, не двухэтажные, как в Лондоне, но похожие. И водители должны быть в форме, с галстуком, чтобы пассажирам было комфортно и приятно ехать. Транспортный  парк в городе мы продолжим  обновлять, но  одной лишь покупкой новых автобусов и троллейбусов  проблему не решишь — в июне  мы представим белгородцам  комплексный проект, направленный на улучшение транспортного обслуживания горожан»

— Сергей Боженов

Наконец в конце 2013 года начальник департамента городского хозяйства администрации Белгорода А. Варыпаев отчитался, что было приобретено 125 новых автобусов и троллейбусов, обустроено 15 остановочных комплексов, водители обзавелись новой форменной одеждой, а областной центр навсегда распрощался с «ГАЗелями».

ТРОЛЛЕЙБУС АВТОБУСУ НЕ ТОВАРИЩ

Белгородским троллейбусам уже почти 50 лет. Нет, не самим транспортным средствам, а депо МУП «Городской Пассажирский Транспорт». Хотя, если посмотреть на состояние многих троллейбусов под номерами 1, 4 и 5, то может показаться, что действительно они ровесники депо.

Вообще, с 2002 года количество маршрутов сократилось более чем в два раза, да и те, что работают, сейчас оставляют желать лучшего из-за нерегулярности и перебоев в движении. И сейчас сеть троллейбусных маршрутов сокращается.

Фото: сайт photo.tramvaj.ru

Фото: сайт photo.tramvaj.ru

Как известно, после запуска канатной дороги и ввода в эксплуатацию нового автобусного депо в северном районе города, ввиду экономической нецелесообразности и низкой окупаемости, а также изношенности тяговых подстанции и линий контактной сети, в городе Белгороде запланировано отказаться от использования троллейбусного транспорта вообще. Так что к 50-летию депо (2017 год) от троллейбусов, наверное, останется только история.

В текущем году обновлен подвижной состав — приобретено 105 единиц новых автобусов марки «Лиаз», «Нефаз» на компримированном топливе. Численность персонала — более  600 человек.

Стоит вспомнить о курьёзном случае в 2012 году, когда стоимость проезда троллейбусом была почти в два раза дешевле, чем автобусом. Это больше сказалось не на пассажирах, а на водителях. Люди стояли на остановках что называется «до последнего», провожая взглядом все маршрутки на бензине, и собирая аншлаги в троллейбусах. После такого, конечно, пришлось цены за проезд пришлось уравнять.

РАЗВАЛЕННЫЙ ПАЗ НЕ РАДУЕТ ГЛАЗ

В Белгороде к сентябрю будет исключено движение автобусов марки «ПАЗ». За нарушение введутся штрафные санкции. Таким образом, власти учли рекомендации «Белниипградостроительства» —  белорусского института, который провел комплексный анализ дорожной сети Белгорода и определил меры, которые будут способствовать решению выявленных проблем. Заметим, что 20 белорусских троллейбусов «Витовт» сейчас перевозят белгородцев.

В конце июня 2013 года на городские маршруты вышли 105 автобусов и 20 троллейбусов нового поколения: современные и щадящие экологию. Казалось бы, «ПАЗикам» с ними не потягаться.

Фото: fotobus.msk.ru

Фото: fotobus.msk.ru

Удобные сиденья, высокий потолок, электрическая система открытия люков и пожаротушения, громкоговорители, электронные маршрутные указатели, кондиционеры и система обогрева: новые автобусы гораздо комфортнее прежних. Каждая из машин вмещает около 100 человек, в том числе рассчитана на 20 посадочных мест и одно — для инвалида-колясочника. Транспорт нового поколения приспособлен для людей с ограниченными возможностями, поскольку автобусы низкопольные. Это всё плюсы, несомненно.

А ведь ни один чиновник вам не скажет, что в таких автобусах отвратительные ступеньки прямо посередине салона, напоминающие поточные аудитории в вузах. Надпись «Осторожно, ступенька!» обычно замечают (и то не всегда) уже после падения. Многие из рукояток, за которые нужно держаться, быстро и легко отрывают. А водители намеренно не открывают впереди обе двери, чтобы никто не выбежал «зайцем», но толпиться при оплате за проезд тоже никому не хочется. Кресел в салоне мало, большинство людей стоит. Женщинам места не уступают, хотя это уже не к автобусам вопрос…

Если говорить честно, то многие пассажиры предпочитают сидеть в старом и малогабаритном «ПАЗе», чем ехать стоя, кидаясь из стороны в сторону при каждом повороте или торможении в этих новых Marcopolo. У них даже система амортизации жёстче.

Автобус Marcopolo / Фото: www.autoopt.ru

Автобус Marcopolo / Фото: www.autoopt.ru

«Если мы посмотрим на среднюю площадку, она предназначена для беспрепятственного пребывания в салоне этого автобуса инвалида-колясочника. Для этих целей автобус при подъезде к бордюру может наклониться. Если бордюр отсутствует, то водитель должен выйти со своего рабочего места, открыть панель для въезда коляски, потом её закрыть после проезда инвалида», — хвалит новые автобусы начальник службы эксплуатации МУП «Городской пассажирский транспорт» Белгорода Алексей Тихонов.

Да, автобусы умеют наклоняться, но иногда страшно видеть автобус, который вот-вот и перевернётся из-за того, что водитель не опустил одну сторону маршрутки. Неоднократно наблюдал такую картину, проезжая по мосту на «Водстрое».

В новых машинах также установлены модули ГЛОНАСС и система двусторонней связи с диспетчером на случай внештатной ситуации. Помимо удобства, комфорта и безопасности новые автобусы экономичны. Они отличаются от своих предшественников и большей экологичностью. Работают на сжатом газе — метане.

Автобус ЛИАЗ / Фото: ru.wikipedia.org

Автобус ЛИАЗ / Фото: ru.wikipedia.org

Почему «ГПТ» молчит о системе оповещения на остановках? Она ведь была, но работала скрипя зубами. Слушать, как на «Родине» женский голос по салону объявляет остановку «Энергомаш», смешно только в первый раз.

В апреле 2012 года ещё один крупный перевозчик «БЕЛКОМТРАНС» тоже решил работать с системой ГЛОНАСС. Закупили оборудование, поставили камеры для слежки за водителями в салонах, мол, чтоб не курили и не хамили. Были затрачены огромные деньги, а результата нет. Мэр Белгорода говорил о том, что будет создано приложение для смартфонов (в разработке с 2012 года), позволяющее отслеживать местоположение каждого маршрутного такси, а на каждой остановке появится информационное табло. Где это всё? Людям приходится по часу стоять и гадать, когда приедет маршрутка. Не в качестве транспорта дело, а в качестве сервиса. Сергей Боженов неоднократно повторял, что пассажиру всегда важно знать, когда приедет его автобус. Прошло два года — нам всё ещё важно, но ничего не изменилось. Мы получили красивые автобусы, которые, да, не портят вид города, но людям от этого жить легче не стало. Радостно лишь чиновникам, которым теперь не стыдно показывать свой город гостям.

ДО РОДИНЫ ДОЕДУ?

Совсем недавно произошло ещё одно изменение: поменялись номера и пути следования некоторых маршрутов. Дело серьёзное, к которому подошли абсолютно безответственно.

Вся эта реформа доставила много неудобств пассажирам: стоило обратить внимание в начале прошлой недели на лица людей, смотрящих с недоумением на 38-й маршрут. Куда едет? Как? Пока народ читает список остановок, водитель трогается с места и спокойно продолжает путь дальше. Потому что ему не важно. Информационная, если её так можно назвать, кампания, проведённая городской администрацией, оказалась совершенно неэффективной. Интересно, кому пришло в голову объявлять об изменениях за три дня до их вступления в силу? Вот вам и сервис.

Да и вообще, зачем эти изменения в номерах маршрутов? И, тем более, разделение номеров по типу транспорта. Комментарий  Артемия Лебедева:

«На**я разделяют автобус, троллейбус и трамвай? Какая н**уй пассажиру разница — какая технология у передвижного кузова с сиденьями?

Почему надо ждать 10-го троллейбуса? Почему просто не ждать маршрут номер 10? Приедет трамвай — за**ись. Автобус подадут — один х**, идет по маршруту номер 10.

Наверное, когда омнибусы приходили на смену конкам, название технологии что-то значило. А сейчас какая разница? Все равно как если бы начали отдельно нумеровать дизельные, газовые и бензиновые автобусы.

Должен быть просто общественный транспорт. С единой нумерацией и в одних цветах».

ПОСЛЕДНЯЯ ЭЛЕКТРИЧКА

29 июля в белгородских СМИ появились сообщения об изменениях в железнодорожном транспорте. В связи тем, что средств, выделяемых Белгородской областью пригородной пассажирской компании «Черноземье», хватает только на три пары пригородных поездов из сорока.

В тот же день ИА «Бел.ру» сообщило о том, что департамент строительства, транспорта и ЖКХ по Белгородской области уже ищет пути решения проблемы. И решение проблемы не в поиске средств на расчёт с «Черноземьем», а в переходе с железнорожного сообщения на автобусное.

Между тем Евгений Савченко всерьёз задумался о переходе на рельсовые автобусы.

Рельсовый автобус / Фото: ru.wikipedia.org

Рельсовый автобус / Фото: ru.wikipedia.org

В настоящий момент губернатор поручил чиновникам в течении месяца разработать финаносовый профиль проекта.

СПРАВКА

Рельсовый автобус, реже и сокращённо рельсобус — автобус, переоборудованный для движения по железной дороге. Относятся к моторвагонному подвижному составу.

Современные рельсовые автобусы, как правило, представляют собой двусторонний (с двумя кабинами) дизельный МВПС и предназначены для обеспечения пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог в виде автономного одиночно следующего пассажирского транспортного средства.

Ранее существовали односторонние рельсовые автобусы, реверсирование которых осуществлялось с помощью поворотных кругов, стрелок или специальных подрамных поворотных устройств-домкратов. А также рельсовые автобусы оборудовались бензиновыми и даже гироскопическими двигателями (рельсовые гиробусы или автомотрисы с маховиком).

 

ДО КОТОРОГО ЧАСУ БУДЕТЕ?

Блогер Екатерина Беломирская зимой для «Народной экспертизы» предложила идею с созданием сайта для расписания маршрутного транспорта в Белгороде и его пригородах. Спустя полгода, 25 июля, идею обсудили на заседании отраслевой экспертной комиссии по рассмотрению проектов при департаменте строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области. Екатерине ответили, что расписание уже существует, и находится на сайте городской администрации в разделе Инфраструктура.

Приводим текст и скриншоты из блога Екатерины:

В начале этого года я оставила на сайте «Народная экспертиза» предложение создать сайт с единым расписание общественного транспорта в Белгороде (и окрестностях). Не прошло и года (всего 6 месяцев), как мою идею обсудили на заседании отраслевой экспертной комиссии по рассмотрению проектов при департаменте строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области. Это было вчера. Меня тоже приглашали, но увы, я теперь в другом городе.

О результатах заседания комиссии пишет «БелПресса»:
Белгородка Екатерина Беломирская предложила создать специальный интернет-портал, где будет опубликовано единое расписание движения городского общественного транспорта. Однако уже сейчас ознакомиться со сводным расписанием движения городских автобусных и троллейбусных маршрутов можно на официальном сайте администрации г. Белгорода в разделе «Инфраструктура». Члены комиссии сошлись во мнении, что необходимо только доработать имеющийся сервис.

О, подумала я, оказывается, единое расписание существует (!), и полезла на сайт горадминистрации (честно говоря, мне бы никогда не пришло в голову искать эту информацию в разделе с ни о чем не говорящем названием — «Инфраструктура»).

Вот как выглядит этот «сервис» сейчас. Открываем сайт, раздел «Инфраструктура», переходим в раздел «Транспорт».

10529_900

 

 

По ссылочке открывается файл в формате пдф. Представьте себе, стоите вы на остановке в сторону Северного, пытаетесь узнать расписание, лезете на сайт администрации, скачиваете этот файл, пытаетесь его увеличить, чтобы рассмотреть циферки на своем смартфоне… Лично для меня рассматривать пдф-ские файлы на телефоне — сомнительное удовольствие. А в этом так вообще 38 страниц!

10935_900 (1)

 

Но и это не так важно, как то, что вообще-то расписание неполное — информации о пригородных рейсах в нем нет. Будьте добры, поищите ее еще где-нибудь. Например, на сайте «Белкомтранса». Кроме того, актуальность расписания как бы тоже под вопросом — например, троллейбусы №7 и 8 теперь не ходят, вместо них только автобусы. Вроде как с прошлого года в Белгороде ходят ночные автобусы — здесь о них и речи нет. Недавно в белгородских СМИ прошла новость о переименовании и изменении конечных остановок нескольких городских маршрутов.

Почему же сведений о столь значимых переменах нет в самом информативном «сервисе», на который ссылаются в ДЖКХ? Конечно, новость об этом проходила на сайте администрации, но через неделю она затеряется в потоке других.

Всем вышесказанным я хочу донести мысль, что информирование белгородцев об изменениях в сфере общественного транспорта пока не на должном уровне. Это некомфортно и вызывает раздражение у тех, кто ежедневно добирается на работу или учебу на автобусах или маршрутках. Если кто-то хочет, чтобы горожане пересели в общественный транспорт, чтобы уменьшились пробки на дорогах, надо создать для этого условия. А пока работа общ. транспорта в Белгороде — это что-то ненадежное и непредсказуемое, говорит мой опыт.

P.S. Мне абсолютно все равно, где будет размещаться единое и АКТУАЛЬНОЕ расписание общественного транспорта в Белгороде — на отдельном сайте или сайте администрации. Мне все равно, кто будет этим заниматься — сотрудник госорганов или кто-то еще. Как человек, который платит налоги, я бы просто хотела видеть решение этой проблемы».

30 июля Екатерина получила письменный ответ от департамента, рассмотревшего её идею:

11354_900

Итак, что мы имеем? Господа заседавшие предлагают мне, рядовому жителю, и другим белгородцам пользоваться уже имеющимися ресурсами. Сайт «Белкомтранса», не спорю, действительно может помочь белгородцу, но не всегда. Например, недавно sevrikov в твиттере интересовался расписанием автобуса №123а — его на этом сайте,увы, нет.

11918_900

«Кроме того, в формулировке «сайты …., на которых размещается основная информация по расписанию движения маршрутных автобусов» информативность сайта «ГПТ» явно преувеличена. Вот что мы видим в разделе «Расписание рейсов». Ничего.

11773_900

Из этого я делаю вывод, что тот, кто готовил информацию к заседанию, явно не заглядывал на этот сайт. Хорошая работа.

А теперь рассмотрим фразу, которая, видимо, должна быть последним убедительным аргументом за то, что никакого единого расписания мне и остальным белгородцам не нужно: «при этом сводная информация о расписании движения маршрутного транспорта размещена на сайте администрации г. Белгорода».

Не знаю, что подразумевает словосочетание «сводное расписание» у чиновников, но в моем понимании это что-то вроде — «полное», «исчерпывающее». Но применить эти эпитеты к этому расписанию я не могу. В перечне только основные городские маршруты: 7, 8, 13, 13к, 31, 15, 17, 2, 3 , без учета пригорода и того же 123а. Еще раз повторюсь, что отсканированный вордовский файл на 38 страниц, который предлагается горожанам в невнятном разделе «Инфраструктура» — это скорее издевательство, чем помощь».

Ключевая же фраза во всем адресованном мне письме — «создание нового сайта повлечет дополнительные финансовые расходы». Она перекрывает все аргументы «за» и автоматически отправляет любую инициативу в топку. Я прекрасно понимаю, что бюджет — штука не резиновая. Выше я писала, что и не настаиваю на создании нового, отдельного сайта. Я просто хочу, чтобы вся информация о графике и направлениях движения была доступна в одном месте. Чтобы эта информация оперативно обновлялась. Чтобы горожане могли найти последние новости об изменениях в маршрутах, в расписании в одном источнике в нормальном, удобочитаемом виде (отнюдь не ворд или пдф!). За основу можно взять любой из указанных в письме сайтов — только пусть он обновляется, дополняется. Наконец, существуют такие бесплатные штуки как твиттер, «ВКонтакте», где можно публиковать оперативную информацию. Например: «На Харьковской горе пробка. Автобус №7, выехавший в 18-05, следует с опозданием на … минут». И горожане, подписанные на аккаунт, успеют сбегать в магазин или постоять в помещении, когда, например, на улице холодно. Или такое: «Автобус №223а, следующий в 19-30 от «Салюта», сломался. Просьба искать альтернативный рейс или воспользоваться следующим в 20-00″. И есть шанс, что количество проклятий в адрес компании-перевозчика резко уменьшится.

Но что вы, это слишком сложно и затратно. Проще написать, что всё уже есть. И еще раз призвать всех пользоваться всех чудесным, экологически чистым и комфортным общественным транспортом.

***

Вот так у нас в городе решают проблемы с общественным транспортом. Возможно, в связи с очередным повышением комфортабельности, нас ждёт повышение цены за проезд. Естетственно, большинство скажет, что этот комфорт дороже 15 рублей никому не нужен. И ведь будут правы.

Ну и вспомним, что в июле прошлого года Белгороде начали курсировать ночные маршруты. И где они сейчас?

Спасибо Екатерине за предоставленную информацию. Оригинальные тексты её материалов:

Предложение идеи — http://belomkatya.livejournal.com/105952.html

Рассмотрение — http://belomkatya.livejournal.com/106301.html

Письменный ответ — http://belomkatya.livejournal.com/106732.html

Андрей Стёпин

РЕКЛАМА
6 комментариев

6 Комментариев

  1. Денис Пшеничный

    30.07.2014 at 23:20

    что ж вы обошли стороной крейдянские маршруты?) там вообще полный пиз….ц

  2. Денис Пшеничный

    30.07.2014 at 23:20

    что ж вы обошли стороной крейдянские маршруты?) там вообще полный пиз….ц

  3. Троллейбус

    31.07.2014 at 10:49

    какой псих решил убрать троллейбус ?

  4. Троллейбус

    31.07.2014 at 10:49

    какой псих решил убрать троллейбус ?

  5. Ваня Огурцов

    01.08.2014 at 19:58

    Такое впечатление, что нашим властям нужно тупо «освоить деньги». Вот и покупают что попало, с нуля начинают в серьез подумывают о рельсовом автобусе. а ведь можно пустить просто автобусы. мнение граждан не учитывают, да оно и понятно… сами ведь в них не ездят.

  6. Ваня Огурцов

    01.08.2014 at 19:58

    Такое впечатление, что нашим властям нужно тупо «освоить деньги». Вот и покупают что попало, с нуля начинают в серьез подумывают о рельсовом автобусе. а ведь можно пустить просто автобусы. мнение граждан не учитывают, да оно и понятно… сами ведь в них не ездят.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

‡агрузка...

Аналитика

Губернатор не уверен в своих силах?

Сегодня руководитель фракции «Единая Россия» на сессии городского совета депутатов, призвал коллег обеспечить Евгению Савченко 60-70% голосов на предстоящих выборах губернатора. Что может значить подобный призыв проанализировал Илья Лочканов.

Опубликовано

Честно сказать подобные заявления в демократической стране, лично у меня, вызывают крайне неприятные ощущения. И при этом не только потому что для депутатов «ЕР» глас народа является объектом манипуляции, а даже больше от того, что об этом уже можно заявлять фактически открыто. Последний опыт «обеспечения» нужного процента еще на слуху: когда на последних думских выборах сотрудники УИК в Томаровке особенно рьяно выполняли задачу, вбрасывая бюллетени в урну для голосования. И вот в этот раз, заявление Юрия Астахова нарисовало у меня точно такую же картинку. И при этом на прошедших выборах «Единая Россия» набрала крайне низкий процент — всего навсего 36,69%. Разочарование «Единой Россией» налицо.

Неужели господин Астахов сделал подобное заявление после того, как получил прямое указание от команды губернатора? Но даже если такая задача есть, зачем о ней вот так заявлять. Значит ли это, что губернатор не уверен в своих силах и ему надо именно «обеспечивать» необходимый процент?

Хотя призыв Астахова можно читать и как призыв сплотиться однопартийцев перед лицом нависшей угрозы: если губернатор не переизберётся, то всю политическую систему ждёт очень серьезные потрясения, чуть ли не самые сильные за последние 23 года: ведь именно столько губернатор правит Белгородчиной. И если вдруг (не дай Бог) такое случится, и будет новый руководитель региона, у «новой метлы» будет большой простор для работы, а изменения грозят тектонические, потому что клановое дерево в нашем регионе чуть ли не самое большое во всей России, и свои ветви и корни оно пустило уже в самые удаленные уголки жизни Белгородской области. И конечно, сейчас стоит сильно переживать: стабильность для партийных активистов стала сладким наркотиком, расстаться с которым будет не просто трудно, а непереносимо!

И конечно же это ужасное послевкусие: опять нас считают за скот, опять нашими голосами распоряжаются? Можно выполнить какие-то операции и мы как бараны пойдем голосовать? Как бы не так, уважаемый Юрий Астахов. Чтобы переизбраться губернатору надо будет предложить нам что-то кардинально новое, потому как за 20 лет портрет электората сильно изменился, и наивно расчитывать, что мы, как и наши родители поверим в обещания. Мы живём хорошо, но это норма. А предложить современной молодежи в возрасте от 20 до 35 лет условия и возможности для жизни и развития, при всепоглощающем засилье чиновничьих бизнесов, где везде «свои», всё подмяли и между друзьями и родственниками поделили, будет очень трудно. И даже если у нас и останется старый губернатор, то только без таких как вы, с гарантией того, что молодежи будет предоставлены возможности для развития, для бизнеса и современной жизни. С такими «друзьями» Евгению Степановичу и враги не нужны.

Данный материал является мнением автора. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Читать далее...

Аналитика

Пустые карманы

В Белгороде водители маршрутного транспорта взяли в привычку останавливаться, не доезжая до остановочных карманов. Это одна из причин пробок на дорогах. Мы попробовали проанализировать сложившуюся ситуацию.

Опубликовано

За 20 минут на остановке «Стадион» не один автобус не заехал в карман. Получается, что водители просто игнорируют правила посадки и высадки пассажиров. На вопрос: «Почему вы не доезжаете до кармана?», маршрутчики в один голос говорят: туда невозможно заехать, слишком много автобусов. Также им мешают припаркованные легковые автомобили рядом с остановкой. Люди уже привыкли к этой ситуации. Пассажиров приучили не заходить в остановочные карманы, так как маршрутки туда не заезжают.

Не так давно в Белгородской области прошла операция «Автобус». Инспекторы ДПС отслеживали нарушения ПДД маршрутным транспортом. Но после этого ситуация на дорогах не изменилась. Маршрутки регулярно создают пробки и опасные ситуации, от которых страдают как пассажиры, так и другие водители. Из последних инцидентов- 14 февраля столкнулись два автобуса в центре Белгорода, одна из пострадавших погибла. 9 марта 17-летний пассажир автобуса упал, в результате чего получил травмы.

На остановке «Мега Гринн» абсолютно все маршрутки высаживают пассажиров под надземным переходом. Учитывая, что до пустующего кармана еще несколько метров. Почему водители маршруток не соблюдают правила? Возможно, им нравится наблюдать, как люди бегают за автобусом. В ответ на просьбу доехать до кармана, можно услышать что-то вроде «пешком дойдешь» или просто грубый отказ. Напрашивается только один ответ: маршрутчикам закон не писан. Возможно, пора ужесточить наказание за грубые нарушения правил общественным транспортом. Сообщать о нарушениях в соответствующие органы. И ждать свою маршрутку там, где она должна останавливаться.

Ирина Боганчикова

Читать далее...

Аналитика

Рубль упал, доллар и евро выросли: что нам делать?

Все мы уже ощутили изменения в нашей жизни. И не только по заявлениям политиков, но теперь уже и по собственному карману: с падением курса рубля все мы стали беднее. И судя по тому, насколько снизился курс отечественной валюты к доллару и евро, беднее мы стали на 40%. Что теперь с этим делать?

Опубликовано

Витать в облаках уже не приходится, этот год стал переломным и для России и для мира в целом. Не вдаваясь в попытки разобраться кто виноват, сейчас необходимо оперативно решать что делать, ведь у любой ситуации есть две стороны. Рассмотрим обе и попытаемся разобраться, что плохого нас ждет в ближайшем будущем, и что хорошего мы можем получить из сложившейся ситуации.

В чем суть проблемы

Снять розовые очки все таки нужно: Россия, являясь развивающейся страной (что все-таки немного унизительно для самой большого государства в мире), на сегодняшний день больше импортирует, чем экспортирует. Проще говоря мы больше покупаем за рубежом, чем продаем. Такой мировой порядок всех устраивал. Всех кроме нас. Потому как Россия для мира сегодня — это большой потребительский рынок. Свой собственный спрос практически на все виды товаров и продуктов мы на данный момент обеспечить не в состоянии. На западе же другая ситуация: они обеспечили себя, и им нужны другие рынки сбыта. Например наш. Поэтому никто не заинтересован в нашей самостоятельности, потому как для них это потеря рынка и доходов. И речь идет об очень больших деньгах. Можно смело сказать, что вероятная потеря России как рынка сбыта действительно страшна для нынешней мировой экономики: и дело даже не в том, что русские будут обеспечивать сами себя и возможно (было бы хорошо) смогут производить товары способные конкурировать с иностранными, а в том, что создается прецедент «непослушания», который может быть подхвачен и другими государствами. Именно поэтому ставки сегодня очень высоки, и стремясь не потерять контроль над ситуацией, западные страны любыми средствами пытаются надавить на Россию, показав, что не надо пытаться изменить мир, а иначе мы обрушим курс вашей валюты, лишим вас наших товаров, и перестанем покупать (или обесценим) у вас то, что вы продаётё: нефть, газ и другие природные ресурсы. Что мы сейчас и наблюдаем. Насколько объективны нынешний курс рубля и цена на нефть однозначно сказать не может никто. Но странно полагать, что снижение цены на нефть может продержаться долго: Россия далеко не крупнейший продавец этого природного ископаемого, и снижение общемировых цен на нефть снизит доходы всех стран входящих в ОПЕК (всего их 12), на которые приходится 40% мировой добычи. К примеру крупнейший мировой экспортер нефти — Саудовская Аравия, страна, бюджет которой на 75% формируется доходами от продажи нефти. Да и к тому же, по мнению многих экспертов, сегодня роль нефтегазовых доходов России сильно завышена, и что бюджет страны все больше формируется и другими источниками.

Что нас ждет

Прежде всего вырастут цены на все товары, поставляемые из-за рубежа. Продукты питания, различное сырье и составляющие для производства, производственное оборудование, различная техника. Рост цен будет соразмерен повышению курса доллара к рублю, а это порядка 30-50%. Также в двое увеличится стоимость в рублях заграничный отдых: цена на большую часть туров закладывается в долларах, и она  целом не изменится, как стоил тур 1000 долларов, так и будет стоить. Вот только если год назад это было 33 тысяч рублей, то сегодня это 53 тысячи. Зарплату мы все-таки получаем в рублях. Поэтому нынешняя ситуация безусловно отразится на всех сферах нашей жизни. На всех, где хотя бы часть цены определяется стоимостью иностранной валюты, либо в стоимость продукта заложены расходы на импорт сырья.

Не стоит исключать и простые спекуляции: даже если продукт полностью произведен в России и влияние внешних факторов минимальны, продавцы могут, ориентируясь на стоимость импортных товаров, искусственно завышать цены на отечественные продукты, с целью максимизации прибыли. Как случилось с гречневой крупой этой осенью. Влиять на это на данный момент довольно трудно, так как цена на товар во многом определяется рыночными условиями и конкуренцией. Но не стоит забывать и на покупательскую способность: сейчас она снижается, и в любом случае цена должна быть приемлемой. Из этого можно сделать вывод, что в течение ближайшего время ситуация начнет стабилизироваться и покупатели, то есть мы с вами, и производители с продавцами, приспособятся к новым реалиям.

Что делать

Любое время перемен — это время больших возможностей. А сегодняшняя ситуация в мире, и в российской экономике в частности, сулят нам поистине фундаментальные перемены с колоссальными возможностями.

Как писалось выше, стоимость российских товаров, за счет разницы в курсах валют, серьезно упала, и реально повысила привлекательность отечественной продукции на внутреннем рынке. Конечно это отнюдь не сделает ее качественней, по крайней мере сразу. Но в любом случае, как известно покупатель голосует рублем, и сегодня все голоса в пользу «своего, родного». Поэтому сейчас наступило время (а может и вынужденная необходимость) поддержать отечественного производителя. А за этим следует большая ответственность этих производителей, потому как их задача, пользуясь повышением спроса и его стабилизацией, начать максимально инвестировать в модернизацию производства, тем самым увеличивая не только количество производимой продукции, но и ее качество. Тем более, В.В. Путин в своем обращении к федеральному собранию 4 декабря, дал четко понять, что государство возлагает большие надежды на бизнес и серьезно меняет подход к нему, суля ослабление контроля за бизнесом, замораживание налоговых ставок и предлагая «налоговые каникулы» для новых производств. Одним словом президент делает ставку на бизнес. А значит это еще один серьезный сигнал для многих: если вы хотели заняться бизнесом, то сегодня, пожалуй, самое лучшее время для этого.

Конечно, в первую очередь сегодня в России острая необходимость создания новых производств, и именно бизнес, создающий продукт, имеет самый большой потенциал роста, при сохранении нынешней ситуации. Но производственный бизнес он и самый трудный для запуска. Ведь современное оборудование все равно придется (пока) закупать за рубежом, а объем первоначальных вложений может исчисляться миллионами, но по крайней мере, сегодня вероятность того, что произведенный продукт будет востребован в магазинах, гораздо выше, потому как проще конкурировать с импортными аналогами. По цене. Но это уже очень хорошее преимущество, не так ли?

Помимо производственного бизнеса, потенциал роста имеют еще несколько бизнес-направлений. Например туристический, потому как потребность в путешествиях в людях вряд ли исчезнет, но вот недоступность иностранного отдыха может повысить спрос на внутренний туризм. Конечно и тут сегодня много проблем. Качество услуг и уровень сервиса в российском туризме объективно оставляет желать лучшего. И ни в какое сравнение с зарубежным не идет. Но всё упирается в деньги, и если отдыхать за границей не по карману, то нам придётся выбирать из того, что имеем. Но с этим у нас всё нормально, благо живем в самой большой стране мира, и мест красивых и интересных в России предостаточно. Поэтому остается только надееться, что увеличение количества туристов побудит владельцев гостиниц улучшать качество сервиса, авиаперевозчиков снижать цены на внутренние рейсы, а туроператоров разрабатывать интересные туры.

Надежды

Эпоха перемен — это не только большие возможности, но и много сложностей и проблем. И все их решать придётся нам, гражданам России. И очевидно, что путь этот не будет легким, и слишком много «но» есть в «новых радужных перспективах». Это и коррупция, которая, при всех преференциях для бизнеса, является самым серьезным препятствием в его развитии. Это и низкий уровень производительности труда, общий уровень подготовки кадров и наличие этих самых кадров, прежде всего инженеров. И каждый из нас найдет множество проблем современной России, которые уже давно мешают нам начать жить лучше. Но проблемы можно решить, было бы желание. Главное, чтобы пусть не все, но хотя бы малая часть из граждан нашей страны поверили в то, что всё можно изменить в лучшую сторону. И никто это за нас не сделает, надеяться мы можем, как всегда, только на себя.

 

Петр Сафонов

P.S.: Свое мнение вы можете высказать ниже, в комментариях: каким вы видите ближайшее будущее России.

Читать далее...
РЕКЛАМА

Медиаметрикс

Яндекс-Дзен

ТОП новостей