Конфликты между детьми: советы психолога – Полезное – BELIVE.RU
Связаться с нами

Полезное

Конфликты между детьми: советы психолога

Конфликты между детьми — серьёзна проблема для родителей и педагогов. Порой решить их бывает тяжело даже взрослым. Детский психолог расскажет, из-за чего могут возникать детские конфликты и как реагировать на них.

Опубликовано

Не так давно в группу «Черный список. Белгород» обратился за советом отец третьеклассника. Мужчина рассказал, что ребёнок подвергается травле (буллингу) со стороны одноклассников. Такая ситуация зачастую ставит в тупик преподавателей и родителей, а сами дети с ней справиться не могут.

Детский и семейный психолог Ковтун Юлия рассказала, о причинах возникновения буллинга, способах решения сложившейся ситуации и последствиях травли в детском коллективе.

— Как Вы думаете, почему в классе могла возникнуть такая конфликтная ситуация? 

Причин развития такой ситуации в классе может быть очень много: от личностных особенностей детей до микроклимата в классе или учебном заведении в целом. А возникший острый конфликт стал лишь провоцирующим фактором для агрессоров.

Участников буллинга всегда несколько: это один или два агрессора, жертва и наблюдатели. Нужно понимать, что возникновение в классе травли – это проблема не только жертвы. Это симптом неблагополучия всей системы. Если бы у жертвы нашлись защитники, травля могла прекратиться. Когда есть зрители, которые молча наблюдают за происходящим, зачинщики продолжают преследование.

Инициаторами травли обычно становятся общительные, активные дети, претендующие на лидерство и стремящиеся оказаться в центре внимания. Часто это дети, которые раньше пережили опыт беспомощности, отвержения и жестокого обращения, в той или иной степени. Агрессия становится для таких детей дорогой, которая помогает им справиться с собственной несостоятельностью.

Жертвой буллинга может стать любой ребенок. Чаще преследуемыми становятся дети, которые отличаются от остальных: новичок в классе, ребенок другой этнической принадлежности, отстающий в учебе, одаренный и т.д. Жертвой преследования может стать ребенок как неуверенный в себе, тревожный и ранимый. Так и ребенок, реагирующий эмоционально бурно на провокации, импульсивный.

Большая часть класса становится наблюдателями. Они поневоле становятся участниками процесса и также могут испытывать страх, беспомощность перед насилием, чувство вины. Они не вмешиваются, «чтобы не досталось», постепенно становясь безразличными к происходящему.

— Что в этой ситуации следует делать родителям? 

Если Вы узнали, что ребенок стал жертвой буллинга, не оставляйте его один на один с этой ситуацией. Выслушайте ребенка и разберитесь: в чем суть конфликта, как давно он длится, существует ли опасность для ребенка.

Если выясняется, что другие дети его бьют, обзывают, портят вещи, смеются над ним, унижают. Называйте вещи своими именами. Говорите о том, что вашего ребенка травят.
Реагируйте сразу. Не стоит ждать.

Помните о том, что ребенок, которого травят, не может завоевать симпатии одноклассников, если будет добиваться успехов в чем-то или совершать хорошие поступки. Он будет получать пятерки, его назовут «ботаником», будет помогать кому-то, назовут «слабаком» и так бесконечно. Его успехи будут провоцировать группу на еще большие нападки.
Сохраняйте спокойствие. Ребенку важно знать, что Вы выдержите и справитесь с любой ситуацией. Разговаривайте с родителями буллеров. Но не вступайте с ними в конфликт. Вам нужно совместными усилиями помочь детям.

— Могут ли повлиять на сложившиеся обстоятельства педагоги? 

Ставьте в известность и обращайтесь за помощью к учителю, школьному психологу, социальному педагогу, тренеру. Кто-то из взрослых должен взять ответственность за то, чтобы избавиться от травли в классе/группе. Дети сами это сделать не могут.

Взрослый, который работает с группой должен обсудить с детьми эту ситуацию, рассказать им о том, что это травля. Не нужно обвинять лидеров, нужно говорить о том, что это проблема всего коллектива. И все вместе дети должны справиться с этим.

Нужно помочь детям занять осознанную позицию по отношению к происходящему. С младшими детьми можно обсудить сказку «Гадкий утенок», со школьниками посмотреть фильм «Чучело». В итоге дети все вместе могут составить список правил, которым они будут следовать.

И самое важное, чем больше у детей будет общих целей и идей для объединения: спортивная команда, творческая секция, что-то еще. Тем меньше вероятность, что возникнет необходимость объединяться в группы, чтобы дружить против кого-то слабого.

— Как в будущем на ребёнке может сказаться травля в школе?

Травля, как и любая травматическая ситуация, может отрицательно сказаться на жизни ребенка. Прежде всего она препятствует полноценному развитию и реализации потенциала ребенка. И это негативный опыт для всех участников и наблюдателей.

— Как родителям не допустить того, чтобы их ребёнок попадал в подобные ситуации?

Родителям нужно проявлять чуткость по отношению к своему ребенку. Не просто интересоваться о том, как дела в школе. Ребенок может долго не говорить о том, что его обижают. Нужно наблюдать за ребенком: в каком настроении от идет в школу и возвращается, с кем он общается. Если Вы видите, что ребенок стал замкнутым, грустным, дистанцированным, агрессивным, и вообще «не таким, как раньше», обратите на это внимание.

Доверительные отношения с родителями, понимание и принятие в семье, — все это создает надежный тыл и ощущение безопасности. Позаботьтесь о том, чтобы школа была местом, в котором ребенок чувствует себя в безопасности и может реализовывать свои возможности.

РЕКЛАМА

Еще новости

Загрузка...

Медиаметрикс

Все права защищены © 2017 Belive.ru - новости Белгорода и белгородской области Для лиц старше 16 лет.
Яндекс.Метрика