Связаться с нами

Блоги

Истоки Северского Донца

Опубликовано

Природный парк «Северский Донец» расположен в Прохоровском районе у истока самой реки.
Северский Донец, самый крупный приток Дона, главная река Белгородской области и самая крупная река восточной Украины, которая берёт своё начало в селе Подольхи, течёт по землям Подолешенского, Ржавецкого и Шаховского сельских поселений Прохоровского района, питаясь многочисленными большими и малыми родниками. Общая протяжённость реки 1053 км.

Со слов, экскурсовода, берега Северского Донца были обитаемы с древнейших времен, здесь жили скифы, сарматы, аланы, вятичи, северяне, половцы. Еще "Слово о полку Игореве" упоминает о величии Донца, о его серебряных берегах, теплых туманах и зеленых рощах.

река, северский донец, исток, прохоровский район

Донцом реку назвали от того, что она – приток большой известной реки Дон. В Дон наш Донец впадает на юге, неподалеку от теплого Азовского моря. А название «Северский Донец» появилось еще в Древней Руси. По берегам Донца тогда жило славянское племя северяне. Их княжество называлось Северским, и Донец с той поры именуется Северским.

река, северский донец, исток, прохоровский район

По преданиям и письменным свидетельствам Северский Донец был многоводным. По нему киевские князья плавали к печенегам. В верховьях Северского Донца в Белгородской области сохранился хутор Маслова Пристань, откуда суда волоком перетаскивали к реке Сейм, на небольших баржах с мелкой осадкой перевозили различные грузы: зерно, овощи, дрова и многое другое. Со временем река мелела, плавали больше весной, потому что летом и к осени на ней выступали перекаты.

река, северский донец, исток, прохоровский район

Северский Донец — трансграничная река, протекающая по территории Белгородской и Ростовской областей России, а также по территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины.
В Белгородской области Северский Донец течет по землям Прохоровского, Яковлевского, Белгородского и Шебекинского районов. Затем пересекает границу России и Украины, но снова возвращается в Россию и уже в Ростовской области впадает в Дон.

река, северский донец, исток, прохоровский район

Северский Донец в нашей области питают притоки правого берега – Саженский Донец, Теплый Донец, Везелица, Топлинка; с левого – Разуменка, Короча с притоками Нежеголью и Коренем. По территории Белгородской области протяжённость реки 102 км., по Прохоровскому району – 28 км.

река, северский донец, исток, прохоровский район

Первое обустройство парка состоялось в ноябре 1997 года. Был установлен знак «Истоки Северского Донца» (показан на первом фото в этой записи), сооружены сруб колодца, беседка, ступени. Источник, естественно, был освящен.

река, северский донец, исток, прохоровский район

В 2013 году было окончательно завершено обустройство рекреационной зоны на истоках реки Северский Донец, создан природный парк «Истоки Северского Донца».

река, северский донец, исток, прохоровский район

GPS-координаты источника: N 50° 58.320' E36° 54.019'. На территории установлена освящённая часовня в честь Пресвятой Богородицы иконы её Всецарица.

река, северский донец, исток, прохоровский район

РЕКЛАМА
Оставить комменатрий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

‡агрузка...

Блоги

31 вареник

Своими впечатлениями от гастрономического праздника на Соборной площади поделился в своём блоге Александр Пыж. Автор идеи фестиваля вареников подводит итоги и делится мыслями о том, каким может стать праздник в следующем году.

Опубликовано

Итак, он состоялся — первый в Белгороде фестиваль вареников. Определённо щедрый и яркий, он стал финальным и логичным аккордом в череде новогодних праздников в городе. Понятно, что на носу ещё Крещение, но согласитесь — Старый Новый год ставит жирную точку торжествам, а мишура и елочные игрушки в эти дни отправляются в коробки, где будут ждать самый любимый праздник.

Рассказывая о мастер-классе по приготовлению вареников я уже упомянул то, что идея фестиваля была моей. Ровно год назад после публикации в блоге истории про традицию славного города Б. варить вареники с сюрпризами на Старый Новый год возникла идея — провести у нас подобный праздник. И я благодарен мэрии, которая поддержала эту мысль. Кстати, ещё до того, как состояться, праздник сумел засветился на всероссийском уровне, войдя в десятку зимних фудфестов. И это говорит о том, что потенциал белгородских вареников весьма велик.

Сказать, что праздник удался так, как я его задумывал сложно. Но обо всём по-порядку. Итак, полдень 13 января, Соборная площадь…

К этому времени уже работает анимационная программа, на площади развернуты несколько фото зон, а около театра своё мастерство демонстрируют местные кузнецы. Надо отдать должное управлению культуры, которое постаралось с насыщенной развлекательной программой.

Здесь же расположились ребята с «Зимней Маланьей» — этнографическим фестивалем, который ожидает своих гостей в феврале. В толпе ростовых фигур замечены символы ещё одного гастрономического праздника — «Русская каша», который традиционно проходит в Белгороде в августе, а ближе к закрытию подоспели друзья из Грайворона со своим «Узорным хороводом».

Понятное дело, что фестиваль вареников без вареников — не фестиваль. Поэтому сразу после официального старта гостям предложили продегустировать варианты староновогоднего угощения. Было заявлено, что будут сварено около 150 кг вареников. Змейки очередей тут же опоясали фестивальные домики. Также получить горячую порцию можно было разместив в социальной сети фото с хештегом #31вареник. Те же, кто не захотел или не успел на дегустацию могли купить вареники в домиках, развернувших на площади торговлю уже традиционным шашлыком.

Я же отправляюсь с организаторами в рестораны, которые участвуют в празднике так сказать не выходя из дома. Их в этом году было пять и каждый удивил своим желанием оказать победителем.

Например, «Континенталь», который поразил оригинальностью начинок и собственными настойками. В то время как жюри оценивало вкус вареника с тушеной в сливках моркови и вымоченного в коньяке изюма я узнаю, что сегодняшний бранч в ресторане также посвящён Старому Новому году и собирающихся здесь гостей также ожидают сюрпризы, спрятанные в вареники.

«Корчма», где варениками в основном меню радует как мясной начинкой, так и классической картофельной и ягодной вариацией на заданную тему. По ходу оценки и перемещения по городу от ресторана к ресторану понимаю, что идея с варениками требует мощной подготовительной работы, начинать которую фестивалю стоит ещё в начале осени. Ведь одна из центральных задач праздника не просто потанцевать один день на площади, но и предложить белгородцам открыть для себя новое кафе или ресторан, где можно вкусно и интересно провести время.

Но вернусь к ощущениям от поездки. Старожил местного общепита «Арт-Студия» удивляет подачей — вареники у местного повара в виде рыбок. Этот «аквариум» дополняет палитра соусов и возможность погадать, растопив свечу и прочитав своё будущее по заставшей в воде лужице воска.

Финалим в «Хинкальной №1», где чувствуется одновременно и европейская лаконичность, и грузинская нотка в традиционном белгородском угощении.

И вновь я на Соборной. Травяной чай согревает в ожидании оглашения итогов и награждения участников фестиваля. Самое время подвести некий итог праздника.

Фестиваль имеет все шансы стать украшением нашего зимнего города в следующем году. В сочетании с центральной площадкой с массовыми гуляниями он должен приростать участниками, которые бы готовили вареники все новогодние праздники. По аналогии с «Русской кашей» мини-праздники можно устроить на округах, куда бы могли прийти горожане, выбрав вместо домашнего застолья под телевизор хоровод у елки.

Бесспорно у фестиваля должна появиться и своя фишка, своя изюминка, что-то объединяющее и передающее центральную мысль хлебосольности и гостеприимства Белгорода. Города, где сюрприз с вашем варенике дарит надежду на обновление и заряжает оптимизмом на весь год.

Ещё раз благодарю администрацию Белгорода, управление потребительского рынка, управление культуры и пресс-службу мэрии за организованный гастрономический праздник.

Ссылка на блог автора

Читать далее...

Блоги

Город, в котором приятно жить

Блогер из столицы побывал в Белгороде этим летом и накануне Нового года опубликовал своё мнение о нашем городе, заметив, что он идеален для жизни. С чего он сделал такие выводы и почему рекомендует своим друзьям посетить его — читайте и комментируйте.

Опубликовано

Возможно, со мной согласится далеко не каждый из вас, тех, кто этот пост прочитает. Вернее, я даже уверен, что найдутся те, кто будет яростно спорить и критиковать, но лично я твердо могу сказать: Белгород — это тот город, в котором приятно жить

Побывать там мне довелось этим летом. Так уж вышло, что приезжали мы поездом, а обратно возвращались самолетом. Целью поездки был осмотр даже не самого города, а области и учебных заведений, завязанных на сельское хозяйство. Но об этом я уже писал, потому и повторяться не стану.

Просто расскажу о городе, в котором, как и везде, есть свои плюсы и минусы, а атмосфера все равно – приятная.


Вот железнодорожный вокзал не самый модерновый, скажут те, кто привык во всем находить минусы. И со стоянкой машин рядом с ним надо разобраться, и с бомбилами, которые ее оккупировали.

Но вот есть вокзалы, куда заходишь и буквально чувствуешь тлен и безысходность, которым пропиталось здание и город, а в Белгороде такого нет.

Гостиница, которая носит одно имя с городом — “Белгород” – находится на центральной площади и, как и вокзал, удивила. Обычно в небольших городах старые гостиницы застряли где-то на границе постсоветской разрухи, кое-где облагороженной штукатуркой. А тут – вполне приличные номера, не модерновые, но уютные и чистые.

Даже если номер рассматривается просто как место поспать, зайти туда приятно. Особенно если весь день скачешь как ненормальный, пытаясь все успеть и все посмотреть.

А осмотреть в Белгороде – не удивляйтесь! – есть на что.

Ну, во-первых сама площадь. Огромное пространство, на котором есть где разгуляться. Подозреваю, в праздники здесь собирается немало народу.

Кстати — историки до сих пор спорят о дате основания города. Принято считать, что это X век н.э. Но исторических построек в Белгороде крайне мало. Город был дважды оккупирован и подвергся сильному разрушению.

Вот чего здесь действительно много, так это памятников героям ВОВ.

Недалеко от площади и военного музея, располагается памятник и тем, кто не вернулся, выполняя интернациональный долг. Грустное место. Атмосферное.

Но, как я уже говорил, городок сам очень атмосферный.

Там спокойно.

Там чисто.

Там красиво.

Воздух напоен не зловонием, а ароматом цветов.

Огромное количество роз. У меня создалось впечатление, что роза тут – любимейший цветок, и ее можно сделать неофициальным символом города.

Гуляешь по городу, ездишь по области и понимаешь – именно так выглядит место, которое попало действительно в хорошие руки. В руки эдаких хозяйственных, в чем-то по- крестьянски расчетливых, рачительных людей.

Пусть в нем нет каких-то суперсовременных наворотов, которыми гордятся миллионники и столицы. Зато он ухожен от и до, и те, кто там живет, его по- настоящему ценят.

Это чувствуешь въезжая в него, это понимаешь, находясь там, это остается в памяти, когда уезжаешь.

Думаю, Белгород можно ставить в пример многим другим городам.

Может быть, таких уютных, доброжелательных, “теплых” мест станет больше.

А пока всем кто их ценит, от души рекомендую – не надо обходить Белгород вниманием. Он – тоже часть нашей, российской истории. И, если собираетесь в поездку, которая относится к категории того самого “внутреннего туризма”, заезжайте в Белгород хоть на пару дней. Скорее всего – не пожалеете.

Ссылка на блог автора

Читать далее...

Блоги

Памятник Фёдору Иоановичу. А царь-то не настоящий!

Блогер-краевед буквально «по косточкам» разобрал памятник царю и основателю Белгорода, заявив о множестве неточностей, которые допустил скульптор. Отметим, что при всей правоте блогера у творца всегда есть веское и 100-процентное оправдание «а я так вижу».

Опубликовано

Первое, что приходит в голову, когда видишь скульптурное изображение государя в белгородском варианте — это очевидное несоответствие черт и выражения лица с историческими эпитетами: тишайший, блаженный. Невольно закрадывается вопрос: а кого же мы видим в начале так называемого «музея под открытым небом» — царя-основателя или постороннего мужика на стуле? Вопрос непраздный, памятник ведь посвящён не условно-собирательному образу дворника или символу в виде античной богини, это портрет конкретного государственного деятеля.



ОПИСАНИЕ
Памятник установлен в Белгороде, на перекрестке Народного Бульвара и ул. Белгородского полка. Ориентирован на восток. Композиция не имеет архитектурной части, представляет собой монументальную фигурную скульптуру (двухнатурную), изображает сидящего человека с достаточно высокой проработкой мелких деталей. Памятник персонифицирован, является портретом исторической личности, государственного деятеля — русского царя Федора Иоановича, основателя Белгорода.
Открыт 5 августа 2016 г.

Авторы:
Руководитель проекта: Заслуженный художник России Лохтачев Александр Иванович
Скульптор: Денис Лохтачев (Мастерская «ЛиК», г. Златоуст).
Формовка и отливка в металле: «Национальная творческая мастерская».

Материал: сплав силумин. Техника: лепка, литьё.
Высота скульптуры с постаментом: 3,3 метра.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ПРОТОТИПА

Федор (в крещении Феодор) I Иоаннович.
Годы жизни: 11 мая 1557 г. (Москва) -7 января 1598 (Москва).
2-й Царь России (18 марта 1584 — 7 января 1598). Великий князь Московский.
Третий сын Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой, последний Рюрикович на троне по праву наследования.
Личность и деятельность вызывают многочисленные дискуссии среди историков. Устоявшееся мнение о слабости правителя закрепилось к началу 19-го века во многом благодаря использованию исследователями зарубежных источников, которые в основном предвзято описывали политику и быт Русского государства. Объективными результатами правления являются многочисленные реформы, экономический и культурный рост, введение патриаршества, расширение государственных границ, успешная внешняя политика, усиление обороноспособности. Очевидно, что большинство достижений было реализовано благодаря успешной административной работе малого боярского круга и в первую очередь Бориса Годунова. Без руководства и контроля над разрозненными боярскими кланами всё это было бы невозможно. Ряд событий свидетельствует о твердости и принципиальности Федора во многих вопросах. По мнению современных историков домыслы о «слабоумии» и безволии царя связаны именно с кардинально иным относительно Ивана Грозного стилем правления. Отличительной чертой Федора являлась и чрезвычайная набожность, он был “прекроток и незлоблив”, очень много времени уделял молитвам. Канонизирован Православной Церковью.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАМЯТНИКА

В нашей области уже давно развивается практика увековечивания основателей городов. И сейчас во многих местах установлены памятники государевым людям, строившим в старину первые крепости и укрепления. Известно, что вопрос о подобном монументе в самом Белгороде поднимался уже неоднократно, но единого мнения по этому поводу не было. Действительно, изображать неких абстрактных князей и дьков с выдуманной внешностью, о реальной роли которых известно лишь то, что они минимум однажды сюда приезжали, как-то слишком уж провинциально… А отношение к спорной личности царя-основателя у многих не самое положительное. Так незаметно подкралась 420-я годовщина основания. Высокие мужи вспомнили и окончательно утвердили. Причём полностью в стиле «тишайшего» царя Фёдора — в узком кругу, без лишнего шума, незаметно проведя подготовку по всем направлениям. Дорогостоящая скульптура была уже готова, а чиновники, глупо улыбаясь, рассказывали об инициативе её установки. В общем, сам процесс рождения памятника можно считать памятником руководящей деятельности прототипа!

Ещё 18 мая из Златоуста пришли вести о готовности скульптуры к литью в металле, в честь чего собрался весь авторский коллектив. Информация вскоре распространилась в городе с оговоркой «место установки пока не определено».

Лишь 19 июля установку памятника обсудили на совместных заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов города Белгорода, где руководитель управления культуры администрации города Белгорода Людмила Грекова рассказала об «обращении общественности», которое было одобрено комиссией по увековечиванию. С предполагаемым местом — Народный бульвар. 29 июля вопрос был рассмотрен на сессии депутатов горсовета. «Общественность» представляло Пушкинское общество, представитель управления культуры путалась в датах, депутаты общались на повышенных тонах, но в итоге приняли положительное решение: приобрести монумент за счёт внебюджетных средств, выделить указанное место на бульваре, перевести на баланс города. Решение было выполнено уже через неделю.

Как отмечалось в прессе, памятник сооружался на народные пожертвования. Честнее было бы сказать, на деньги приближенных к административному ресурсу неизвестных меценатов. Вроде хорошее дело… Но средств собрали ровно для галочки, пусть и жирной, и от высокопоставленных друзей. Ни копейки на грамотного архитектора, ландшафтного дизайнера, более того вместо предполагаемой бронзы, был использован силумин. *Силумин — сплав алюминия с кремнием, обладает хорошими литейными свойствами. Дешевле стали и медных сплавов. Практически не подвержен влиянию влаги, обладает большой прочностью (твердостью) и достаточно износостойкий. Меценаты остались инкогнито и по другой причине: раз уж сам город посчитал тему скользкой и до последнего не раскрывал планов, то и нечего тут светиться.

Памятник был торжественно открыт 5 августа 2016 г. На церемонии присутствовал автор, скульптор Александр Лохтачёв:

«На Фёдоре Иоанновиче закончилась династия Рюриков. Он последний. Поэтому он изображён защищающим государственные регалии – скипетром он прикрывает державу, которая символизирует наше православное государство. Я хотел показать его великим деятелем, целеустремлённым, защищающим государственность. За 13 лет правления он заложил 24 крепости. Царь – человек, смотрящий вдаль, в будущее, в перспективу. Ведь как получилось – 400 лет мы жили с соседями бок о бок, а теперь между нам граница, которая прошла по той самой засечной черте, которую обозначил Фёдор Иоаннович».

«Открывая памятник царю Фёдору Иоанновичу, мы добавляем ещё один кусочек мозаики, ещё одну грань нашему музею под открытым небом, – сказал мэр Константин Полежаев. – Музей под открытым небом – это больше чем проект. Это философия городской среды: мы сохраняем памятники истории и культуры, дополняем облик нашего любимого Белгорода интересными деталями».

Митрополит Иоанн провёл чин освящения памятника: «Сегодня замечательный день – день освобождения Белгорода, и мы воздаём память прошлому, – отметил митрополит. – Мы должны постараться как можно больше узнать о царе Фёдоре Иоанновиче. Я предлагаю проводить специальные уроки в школе, обязательно выпустить книгу, посвящённую царю и Белгороду. Мы должны сделать так, чтобы каждый горожанин, подходя к памятнику, рассказал бы о нём как о близком человеке, и это будет самая лучшая память. Нам очень нужен этот памятник, потому что народ без истории что трава на ветру».

КРИТИКА ПО ПОВОДУ ПОРТРЕТНОГО СХОДСТВА

Слишком уж твердый, волевой взгляд, сконцентрированная поза, осанка. Это нетипично для человека, постоянно пребывающего в собственных мыслях и чаяниях. Да, периодически каждый может собраться и сжать себя в кулак. Но не таким запомнили Фёдора Иоановича современники. Нет в литературных источниках подобных описаний.

Одно дело словесный портрет — другое, когда личность запечатлена наглядно. К сожалению, прижизненные изображения Федора совершенно неинформативны. Пример тому — барельеф на Царь-пушке:

И тут на помощь приходит живопись. В нашем случае — парсуна.

Особенность парсун в том, что это не портрет в общепринятом смысле, а традиционное для того времени каноническое изображение человека в иконографической манере. Стилизованная картина. Тем не менее, они датированы первыми десятилетиями XVII в. В это время проживало достаточно очевидцев, помнящих облик царя. Подлог и явное несоответствие явно не остались бы незамеченными. Есть и другие изображения.

Здесь тоже наблюдаем специфическое неказистое лицо. Далёкое по анатомии от рассматриваемого современного изваяния. Каждому, кто хоть немного освоил изобразительное искусство, понятно: такие исторические картины условны в силу слабости мастерства авторов и рамкам канона. И тут нам на помощь приходит бескомпромиссный источник: научная реконструкция. В наличии у исследователей имеется самое достоверное из возможных изображений — трехмерная скульптурная голова царя, выполненная на основе настоящих останков лично разработчиком методики восстановления облика М. Герасимовым.

Оказывается, что парсуны довольно правдоподобны. У прототипа не только глаза, но и всё лицо точно так же «на выкате» — это особенность строения черепа. Более того, художники приукрасили облик. Или просто скрыли за канонической фактурой врожденный дефект — ассиметрию лица, которое при жизни было немного перекошено.
Известно, что Федор Иоанович с малых лет «косил под дурачка», будучи при этом здравомыслящим и умным человеком. Это было своеобразной защитой от постоянных стрессов и поводом избежать многих ненавистных обязанностей. По всей видимости, специфическая внешность в этом сильно помогала. Почему скульпторы настолько ушли от оригинала, ведь на снимке из мастерской на стене отчетливо видна фотография реконструкции?

В своих реконструкциях Герасимов не ограничивался только черепом, он досконально изучал все сохранившиеся кости, биоматериалы, одежду и предметы. Только так в комплексе возможно точное восстановление с учетом веса, возраста, пропорций тела, признаков заболеваний, отклонений. При моделировании внешности Ивана Грозного — отца Фёдора — реконструкторы с удивлением обнаружили, что тот до пожилого возраста был атлетического телосложения, широкоплечий, сильный и подтянутый. Черты лица Ивана Грозного гораздо более правильные и строгие, чем у сына, хотя сходство неоспоримо. Фёдор же не только «лицом не вышел», по всем описаниям он был очень болезненным человеком. Мал ростом, бледен лицом, ходил медленными неровными шагами. На портрете по черепу он получился сутулым, сгорбленным. Это конкретные особенности скелета. Ни о какой величественной осанке здесь говорить не приходится. А вот на реконструкцию Грозного наш памятник оказался похож даже больше.

ХОРУГВИ ЦАРСКИЕ

Теперь об изображении облачений и регалий власти. Странно, но здесь не без косяков, хотя мастерские «ЛиК» специализируются на церковной и традиционной русской утвари, и значит имеют большой опыт и познания в исторической реконструкции. Вероятно авторы заведомо не стали создавать оригинальный «жизненный» образ личности, придавать ему особый характер, а пошли по проверенному пути: предложили заказчику то, что ему несомненно понравится — банальный парадный портрет. На самом деле великие князья и царствующие особы крайне редко появлялись на люди при полном параде. Обычно это происходило на коронации, больших торжествах и приёмах особых иностранных делегаций, где важно было произвести впечатление. К истории Белгорода именно такой образ царя Фёдора не имеет никакого отношения. Можно представить себе сцену прибытия английских или датских королевских посланников к московскому самодержцу — тут такой образ уместен. А вот на заседании этакого «совета обороны», на решении текущих вопросов (которыми Фёдор очень не любил заниматься лично) — вряд ли. На европейской гравюре начала XVII в. царь изображен именно в гражданском платье. Позже с этой основы портрет перерисовывался и русскими художниками, что говорит о естественности такого внешнего вида.

О самих регалиях. Бармы (оплечье) на скульптуре изображены слишком объемно, детально и неестественно. Таких одинаковых камней для набора такого чёткого орнамента не найти и похожего на старинных рисунках мы не видим. Кстати, очень возможно, что на парсуне мы видим именно часть реальных барм, прикрытых сверху шубой или теплой накидкой.

Трон — он же престол. В записках иностранцев упоминается о парадном престоле, который был «весь целиком вызлащен и усыпан драгоценными каменьями». На скульптуре же мы видим странное сооружение, не похожее ни на один из древнейших сохранившихся тронов. Точнее, от каждого из них взято по кусочку.

Старейший т.н. «трон Ивана Грозного» — костяной стул. На самом деле появился немного позже — при Борисе Годунове, имеет некоторые переделки. Устойчиво ассоциируется в Иваном IV после повторения в скульптуре. Но тут хотя бы реальная вещь, почти того же периода, а не домыслы и фантазии. Другой стул, персидской работы, той же эпохи. Больше предназначен для трапез. По видимому что-то подобное и видели иностранцы.

Никаких орлов, тем более совмещенных с крестами на древнейших тронах не было, на фотографиях — поздние «доработки» (орлы между прочим — отдельная тема, их форма менялась почти при каждом самодержце, автоматически вызывая смену начертания на печатях, монетах и официальной утвари).

Шапка. Это вообще больная тема для многих художников, подрядившихся «под историю». Сразу вспоминается памятник князю Владимиру, но сейчас речь не о нём. Ношение головного убора в то время было обязательным, но в обычное время в его роли была, конечно, не корона. С доспехом носились ерихонки, с гражданским платьем — модные колпаки и клобуки из дорогой ткани. Венец — парадный убор. По какой-то причине автор выбрал для Фёдора шапку по типу Астраханской, ныне существующий вариант которой был создан позднее. Каким её был исходный вид — неизвестно. Из тех венцов, что были в тот период, сохранились шапка Мономаха и Казанская. Первая применялась при коронации, вторая могла изредка использоваться, что-то похожее на неё изображено на Царь-пушке. Кроме того, имелся роскошный «большой венец» — многоярусная шапка, впоследствии разобрана, примерные изображения есть на старинных рисунках. Отдельно по поводу меховой опушки. Почему-то современные скульпторы настойчиво делают оторочки царских шапок аналогично музейным образцам, хотя известно, что фасон меха менялся при каждой его замене, а на всех исторических изображениях допетровского периода он представлен куда более тонкой полоской.
В общем, скульптурный венец — полностью авторский вымысел. Точно такого явно не существовало, и не известно была ли в тот период какая-либо похожая шапка с короной на втором ярусе и крестом (что вообще сомнительно).

Скипетр и держава. В рассматриваемый период скипетр уже стал постоянным атрибутом царской власти, но его вид мог сильно отличаться. Существовали таковые в виде посоха с соответствующими украшениями. Коронационный скипетр достался Фёдору от отца и представлял собой «жезл из кости инрога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми каменьями». Т.е. это была метровая трость. Жезл из единорога был наиболее дорогим из собрания Ивана Грозного и скорее всего именно он входил в Большой наряд, который пытались изобразить скульпторы. Что же до «Царского яблока», то первые державы появились в казне незадолго до Фёдора, «яблоко» (как и меч Правосудия) использовалось в его коронации, но впервые как регалия описано только при Борисе Годунове.

КРИТИКА АРХИТЕКТУРНОГО РЕШЕНИЯ

Более десятилетия назад на высоком административном уровне началась реализация идеи «музея под открытым небом», в который должен был превратиться Народный бульвар. Под это дело даже переименовали (вопреки мнению общественности и историков) перпендикулярные участку «музея» улицы. Интересная концепция ланшафтного зонирования и создания реконструкций эпох вскоре была забыта, вместо этого началась установка разнообразных памятников. Большинство из них выглядит неуместно в условиях существующей среды, имеют проблемы с архитектурной привязкой. Так же произошло и с рассматриваемым монументом.

Ранее место первого экспоната, на перекрестке Народного бул. и ул. Белгородского полка, занимал памятный камень в честь 300-летия участия пехотного полка в Полтавском сражении. Установлен он 10 июля 2009 г. Располагался на площадке, вымощенной плиткой, в обрамлении цветника, несколько ближе к проезжей части. В 2016 камень перенесен и установлен слева от изначального места. Памятный знак представляет собой глыбу дикого камня (масса 10 тонн) с бронзовым медальоном на лицевой стороне (диаметр 0,76 м). Автор: скульптор Тарас Костенко.

Размещение в непосредственной близости двух памятных знаков, посвященных совершенно разным историческим эпохам не выдерживает никакой критики. Особенно в концепции «музея». А оставили его на перекрёстке поскольку «на улице Белгородского полка должен быть памятник Белгородскому полку». Как вы понимаете, было бы логичным установить скульптуру царя-основателя с другой стороны улицы. Но там «музея под открытым небом» уже нет, хотя ещё задолго до выдумывания этого мега-проекта был — в виде поезда-музея и тематического оформления. Теперь же на фоне обновлённой хайтечной филармонии памятник царю смотрелся бы ещё более нелепо чем получилось…

Если простой камень не нуждается в работе архитектора, то со скульптурными композициями всё куда сложнее. По какой-то причине от его услуг здесь отказались практически полностью. Просто поставили фигуру на площадку как есть. И контролирующие органы это решение как-то утвердили. Дело в том, что восприятие зрителем объемной композиции зависит не только от мастерства автора, но и от сопутствующих факторов: фон, оформление артобъекта и площадки, соблюдение правил дистанцирования. Городская застройка в месте установки плохо сочетается с тематикой скульптуры. Зато имеется хороший фон в виде широкого зеленого сквера, это сглаживает общие недостатки среды. Дистанция обзора подобрана компромиссно. Вблизи — минимальна для двухнатурной скульптуры, но позволяет заметить её на отдалении, с разных сторон перекрёстка.

Памятник не имеет постамента — это грубейшее нарушение принципа социальной дистанции. Увековечивание исторических личностей таким способом не приветствуется: теряется ощущение авторитета и значимости персонажа. Обыватель как бы находится на одном уровне с правителем (независимо от размеров скульптуры). В нашем случае зритель автоматически воспринимает памятник как жанровую контактную композицию: прикасается, взаимодействует, присаживаясь на колени к фигуре, становится на них ногами для эффектного фото. Это нормально для контактных скульптур, они так и должны работать. Тот же серийный «Ленин в детстве» часто устанавливался как декоративная фигурка на игровых площадках — детям доносили, что маленький вождь был таким же как они. Но взрослый Ленин — уже выдающаяся личность и до него обывателю нужно дорасти — построить собственный постамент. Забраться на такой памятник ради забавной фотки выглядит типичным хулиганством, а вот вытирать ноги о царя-основателя допустимо… Допустимо лишь по причине отсутствия соответствующего архитектурного оформления.

Личность и внешность правителя, особенности исторического периода прекрасно описаны и изучены, но его образ в искусстве мало использовался, поэтому любое новое изображение становится востребованным как иллюстративный материал, образец для копирования и распространения. В таких случаях миссия художника становится особенно важной. Ну а возможность «попрания сапожищем» сводит на нет саму идею увековечивания личности.

Ссылка на блог автора

Читать далее...
РЕКЛАМА

Медиаметрикс

Яндекс-Дзен

ТОП новостей